Оглавление:
- Основанием административной ответственности
- Неявка стороны в судебное заседание как основание административной ответственности
- Нормативное основание административной ответственности
- Лекция 8
- Український юридичний портал
- Административная ответственность в области таможенного дела
- Понятие, основания и принципы административной ответственности
Основанием административной ответственности
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ). Оно характеризуется следующими обязательными признаками: во-первых, любое административное правонарушение – это деяние, т.е.
Неявка стороны в судебное заседание как основание административной ответственности
Более того, в последнее время, по некоторым делам суды требуют присутствия в основном судебном заседании руководителя неявившейся стороны с тем, чтобы рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности по указанной статье КоАП.
Таким образом, возникает принципиальный вопрос: может ли сторона быть привлечена к ответственности за неявку в судебное заседание, особенно с учетом принципа диспозитивности и с учетом того, что правила ХПК предусматривают четкие последствия неявки как истца и ответчика, так и иных лиц в судебное заседание. Представляется, что ответ на данный вопрос однозначен: нет.
3. Виновность. Юридическая ответственность обращена, прежде всего, к сознанию людей, воздействуя через него и волю на поведение. Поведение — волевой акт. Лицо, совершающее административное правонарушение, осознает антиобщественную направленность, и его волевые действия, как правило, ориентированы на причинение вреда охраняемым законом интересам.
Лица, не осознающие антиобщественного характера своих действий или совершающие их против своей воли, признаются в соответствии с законодательством невиновными и не подлежат ответственности.
Нормативное основание административной ответственности
Нумерация статей не сквозная (как в КоАП РСФСР), а проводится по главам (например, ст.
2.1, 23.5, 30.1, где первая цифра означает номер главы Кодекса, вторая после точки — номер статьи в этой главе). Статьи содержат части и пункты (например, ст.
4.3). 3. В КоАП РФ, как нормативном правовом акте федерального уровня, закрепляются следующие вопросы: общие положения и принципы законодательства об административных правонарушениях; перечень видов административных наказаний и правил их применения; административная ответственность по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ; порядок производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях; порядок исполнения постановлений о назначении административных наказаний.
В отличие от уголовной ответственности и гражданской ответственности, которые устанавливаются только федеральным законом, административная ответственность устанавливается большим числом федеральных законов и подзаконных актов, законов субъектов Российской Федерации, актов органов местного самоуправления.
Особое место среди таких актов принадлежит Кодексу РСФСР об административных правонарушениях.
Новый УК РФ не содержит ссылки на возможность освобождения от уголовной ответственности с привлечением к ответственности административной за совершение преступления.
Таким образом, основание административной ответственности сегодня лишь одно – административное правонарушение. Необходимо четко определить отличия административного правонарушения от преступления и дисциплинарного проступка.
Сначала рассмотрим отличия преступления от административного правонарушения. Проблема разграничения административных правонарушений и преступлений в юридической литературе исследуется довольно длительное время.
Лекция 8
д. Особенная часть Кодекса содержит конкретные составы административных правонарушений применительно к объектам посягательства и к сферам деятельности государства.
Статьями Особенной части определены санкции за каждый из составов правонарушений, установлен перечень органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, урегулировано производство по делам об административных правонарушениях. — основанием административной ответственности является административное правонарушение] исключением является в определенных случаях совершение преступления — в случае отказа в возбуждении уголовного дела либо его прекращения, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения последний подвергается административным наказаниям (ст.
4.5, п. 4 КоАП РФ)
С другой стороны, то, что этими нормами запрещаются деяния, составляющие фактическое содержание такого рода посягательств. Все это легко обнаруживается при характеристике любого административного правонарушения.
Например, ст. 165 КоАП предусматривает злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции. Очевидно, что речь идет о недопустимости подобных деяний, поскольку они посягают на установленный порядок управления.
Но противоправны фактически все виды правонарушений.
Український юридичний портал
если уголовная ответственность регулируется только федеральными законами, то административная — и федеральными (в основном), и субъектов РФ (частично).
Очень важно, что осуществлена кодификация этой подотрасли административного права. Теперь административная ответственность регулируется специальными кодифицированными актами РФ и ее субъектов.
Статья 1.2 КоАП РФ четко закрепляет задачи законодательства об административных правонарушениях.
При совершении антиобщественного деяния, не связанного с нарушением норм права, имеет место казус, не имеющий юридического значения.
Основанием административной ответственности является административное правонарушение. Исключения, подтверждающие данное правило, могут предусматриваться законодательством.
Так, некоторые правонарушения имеют сложный правовой характер, являясь одновременно дисциплинарными и административными.
Административная ответственность в области таможенного дела
Учитывая существующие условия практической деятельности должностных лиц таможенных органов, в рамках создания Таможенного союза, принимая во внимание, периодически меняющееся законодательство в таможенной сфере и неоднозначную судебную практику по различным судебным вопросам, в том числе связанных с производством по делам об административных правонарушениях, очень важно понимать и уметь на практике выявлять и классифицировать административные правонарушения в области таможенного дела.
Основным Федеральным актом, устанавливающим административную ответственность физических и юридических лиц является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП).
Понятие, основания и принципы административной ответственности
Административная ответственность — вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение.
Административная ответственность устанавливается законом и подзаконными актами. Некоторые общие положения содержит Конституция РФ.
Важнейшим актом, устанавливающим административную ответственность и регулирующим порядок ее применения, является Кодекс РФ об административных правонарушениях.
Субъектом административного правонарушения может быть как гражданин, достигший 16 лет (и не находившийся в состоянии невменяемости), так и юридическое лицо (административная ответственность юридических лиц предусматривается новым КоАП РФ).
Налоговые и некоторые иные виды правонарушений в принципе производны от административных правонарушений, хотя и рассматриваются законодательством как самостоятельные виды правонарушений. Административная ответственность представляет собой негативную реакцию государства на совершение административного правонарушения и реализацию административно-правовых санкций, в виде применения к правонарушителю мер государственного воздействия (административного принуждения).